lesoteka (lesoteka) wrote,
lesoteka
lesoteka

Categories:

81. КРЯКК 2012. Возвращение главной книги "сибирского Ломоносова"

Презентация книги Ивана Тимофеевича Савенкова "О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее" состоялась в первый день ярмарки. И как-то сразу задала для меня высокую температуру ее атмосферы (в плане степени интересности). Представляло книгу, а в большей степени, пожалуй, ее автора, издательство "Тренд", а точнее, его директор Николай Истомин (nikolay_istomin). Сама книга, личность и творческая, необычайно продуктивная, судьба ее автора - выдающиеся. Потому хочу передать содержание события, в том числе, и предложив посмотреть полную видеозапись презентации.





Последняя, как впрочем и другие представления своих (и не только) книг "Тренда" на КРЯККах, а также политика издательства (краеведческая ориентация) своим искренним патриотизмом вызывают особое уважение и интерес. (В прошедшем году была на презентации фотоальбома В. В. Черкашина, который приобрела и на протяжении года десятки раз к нему обращалась.)

Труд "О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее", где были обобщены исследования наскальных изображений и других памятников древнего искусства, был издан Савенковым на свои средства в Москве в 1910 г. Это 500 страниц текста, 13 таблиц, множество рисунков, фотографий наскальных надписей и изваяний. Запись из каталога Российской государственной библиотеки: Савенков, Иван Тимофеевич (-1915). О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее : Сравнит. археол.-этногр. очерки / И.Т. Савенков. - Москва : тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910. - XX, 553 с., 13 л. табл.; 35. (Другие книги Савенкова в РГБ.) Труд был подготовлен Иваном Тимофеевичем к изданию в период его заведования Минусинским музеем, основателю которого и был посвящен. Как только книга вышла из печати, автор подарил ее каждой библиотеке Красноярска, но сегодня, по прошествии всего ста лет, в крае сохранились, по словам Н. Истомина, только 3-4 ее экземпляра. Издания нет даже в Краевой научной библиотеке. Имеется же оно в библиотеке краеведческого музея, в Минусинском музее им. Н. М. Мартьянова и в одной из частных коллекций поселка Мотыгино. (Говорят и о существовании 4-го экземпляра, но увидеть его издателю не удалось.) А ведь именно за эту книгу Савенков получил диплом члена-корреспондента императорской Академии наук.
Для издания работы Савенкова в 2012 году "Тренд" использовал как раз экземпляр, предоставленный старовером из Мотыгино. Сотрудничества с нашим краеведческим музеем, увы, не получилось. Музей не поддержал издателей и при решении проблемы восполнения 11-ти страниц, отсутствующих в мотыгинском экземпляре - помог музей Екатеринбурга. В полном виде издание должно выйти 13-го декабря.
На следующий день после презентации на стенде "Тренда" появились ("прямо из-под пресса") два сигнальных экземпляра книги. И, конечно же, ее чуть позже можно было увидеть в холле на одном из стеллажей "Лучшие книги КРЯККа".

Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее

Мне разрешили сфотографировать страницы издания - аннотацию, содержание, начало одной из частей и еще некоторые. (Кстати, труд изначально был подготовлен в лучших традициях дореволюционного книгоиздания: каждая часть имеет свое подробнейшее оглавление.)



Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее


Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее

Спросила я и о предполагаемой цене издания. Ответили - 3 000. (А в комментариях к этой записи Николай Истомин уточнил, что для библиотек и музеев издание будет стоить около 1200.)

Николай Истомин убежден, что книгу И. Т. Савенкова должны иметь не только историки, но и языковеды. В самом деле, прочтите 1-ю страницу содержания, и увидите, насколько детально автор исследовал древние алфавиты. Среди прочих их видов Савенков изучал и мимический. Слышали о таком? Иван Тимофеевич расшифровал значительное количество текстов, созданных с помощью неизвестных тогда алфавитов, исследовал родовые знаки многих народов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и даже Африки. А поскольку многие годы в России насаждалось представление об отсутствии письменности до Кирилла и Мефодия, такие беспристрастные исследования были совсем некстати. За это, а также за ряд других "грехов" (популяризация язычества, непризнание сибирского народа диким до принятия им христианства) Савенков был отлучен от церкви.

Несмотря на сравнительно подробные сведения о жизни Ивана Тимофеевича Савенкова (смотрите, например, очерк Н. П. Макарова и Е. Ю. Безызвестных "Неутомимый исследователь древностей" в книге "Век подвижничества" (Красноярск, 1989)), в его судьбе достаточно загадок. Среди них история последних его раскопок на Афонтовой горе. Очередной их этап Савенков начал летом 1914 года в районе нефтяных складов Нобеля (территория строящегося 4-го моста через Енисей). А в ночь с 31 августа на 1 сентября он умирает от сердечного приступа. Были ли использованы впоследствии все возможности изучения археологических сокровищ Афонтовой горы? Ведь тема игнорирования и уничтожения множества археологических памятников не раз обсуждалась на страницах красноярской прессы. Среди проигнорированных территория коттеджного поселка на реке Базаиха, где были сделаны первые открытия Савенкова, и где сегодня существует около 14-ти археологических памятников. Среди них и около 20-ти курганов на правобережье. Кстати, Ладейскую стоянку (смотрите здесь и здесь) открыл также И. Т. Савенков.
Загадкой (для широкой публики!) является и дата рождения ученого: год рождения в интернете есть, а вот число и месяц не встречаются. В указанном выше очерке также приведен только год. А ведь сборник, содержащий его, был подготовлен краеведческим музеем. А посмотрите еще раз на запись из каталога РГБ! В ней указана только дата смерти Ивана Тимофеевича, да и то с ошибкой на один год.

Много вопросов вызывает и история с докладом Савенкова на 11-м Международном конгрессе антропологов в Москве в 1892 году. Он был представлен научному сообществу лишь благодаря французскому археологу Жозефу де Баю, дважды посещавшему Красноярск (и осматривавшему упомянутую выше Ладейскую стоянку, в частности). Тогда Савенкова поддержали только сибирские и иностранные археологи, ведущие же русские археологи скептически отнеслись к его открытиям. Барон де Бай назвал доклад Савенкова "наиболее значительным научным событием" среди представленных на конгрессе. Он же сообщил об открытиях Савенкова французскому научному сообществу и именно во Франции, а не в России доклад был опубликован в 1894 году. Разумеется, на французском языке. (А точнее, это был доклад о докладе - "Рапорт о докладе Ивана Тимофеевича Савенкова, прочитанного им на Международном антропологическом конгрессе в Москве в 1892 году. Издан бароном Жозефом де Баем".)
Текст доклада отдельно на русском так до сих пор и не был издан. Зато его содержание вошло в книгу "О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее". Тем не менее, издательство "Тренд" вот-вот выпустит его отдельным изданием большим тиражом в актуализированном переводе. Последний уже сделан и высоко оценен археологами. И на ярмарке можно было приобрести экземпляры этого издания: 20 сигнальных экземпляров издательство успело подготовить. Когда выйдет из печати основной тираж, издание библиотекам будет стоить около 100 р.

Савенков И. Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее
Фотография страницы книги "О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее"

Николай Истомин, вплетая судьбу "признания" открытий Савенкова на родине в общую канву несуразностей с официальной интерпретацией нашей истории, рассказал много захватывающего-скрываемого. Огромный интерес вызвали отсутствующие на современных картах пирамиды в сибирской тайге к юго-востоку от Красноярска. Огромные рукотворные пирамиды, по своему размеру (высота около 1500-1800 м.) значительно превышающие египетские, сегодня закрыты к просмотру даже на спутниковых картах. А еще совсем недавно их можно было рассмотреть. Сегодня их можно увидеть только на полетных картах, изданных до 1983 года.

Сейчас археологическая коллекция Савенкова составляет большую часть Красноярского краеведческого музея, Минусинского музея им. Мартьянова. Значительная часть его находок хранится сегодня в Эрмитаже (где находится в запасниках и не выставляется).
Савенков И. Т.
И. Т. Савенков. Портрет неизвестного художника из фонда Красноярского краеведческого музея. (Фото из упомянутой выше книги "Век подвижничества")

Многим ли красноярцам знаком сегодня во всей его многосторонности и мировой значительности "сибирский Ломоносов" Иван Тимофеевич Савенков? Он был шахматистом, организатором красноярского шахматного клуба, победившего в 1886 году в телеграфном матче шахматистов Петербурга - ту самую команду, которая в этом же году победила команду Англии. В 1905 г. выходит монография Савенкова "К вопросу об эволюции шахматной игры. Сравнительно-этнографический очерк". (Ее полнотекстовый вариант есть среди изданий электронной библиотеки РГБ.) Виды спорта, которыми занимался Савенков, шахматами не ограничиваются - он был чемпионом города по стрельбе, плаванию, бегу, баскетболу.
Кроме того, Иван Тимофеевич активно участвует в любительских спектаклях как актер и режиссер. А увлекаясь театром в молодости, не раз подумывал о карьере актера.

И все же в городе он больше известен как археолог (любитель?) и педагог. Иван Тимофеевич Савенков с 1873 года в течение 20-ти лет был директором учительской семинарии (ныне педагогическое училище на ул. Урицкого). И преподавал там же математику, физику и естествознание. В семинарии он стал автором таких новаций, как ручной труд и экскурсионный метод изучения природы - сделал традицией экскурсии на Столбы. В начале 1890-х годов выходят его педагогические труды: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим учителям и учительницам. О главнейших обязанностях народного учителя» (впервые опубликован в газете «Енисейские епархиальные ведомости» (№ 6-7 за 1891 г. и № 4-6 за 1892 г.).) и «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище». Увы, ни одна из этих работ не изучается в курсе истории педагогики в нашем педагогическом университете. Являясь его выпускницей, могу вспомнить теории многих педагогов - и зарубежных, российских, а вот о красноярских, сибирских даже речи не заходило. Училась я в начале 90-х. Может, сегодня все иначе? Да, вроде, нет. Вот и уважаемая френдесса miss_languor жалуется.

Директор "Тренда" высказал очевидное мнение о необходимости как минимум установить памятник ученому в нашем городе. Хотя, лучшим памятником издатель считает изучение его работ в каждой школе, и готов безвозмездно предоставить министерству образования все имеющиеся материалы для издания пособий "реальным" тиражом для использования их всеми школами.

Tags: Красноярская ярмарка книжной культуры, археология, искусство, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments