?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало:
269. Красноярский радиозавод на территории Сибирского лесотехнического института в 1941-1947 гг.

Цикл материалов о функционировании красноярского радиозавода на территории корпуса Сибирского лесотехнического института (СибЛТИ) в годы Великой Отечественной войны продолжим рассказом о главном, самом ответственном, задании, которое было поручено заводу Государственным комитетом обороны в 1942 году.

Именно красноярский радиозавод, в те годы филиал Ленинградского союзного завода № 327, создавал радионавигационные маяки для поставки из США в СССР по Ленд-лизу самолетов и их "слепой" посадки в неблагоприятных условиях Севера. Самолеты перегонялись по легендарной трассе "Аляска - Сибирь" из США через Аляску, Чукотку, Колыму и Якутию в Красноярск, где в те годы были сосредоточены лучшие силы полярной авиации. За первые 6 месяцев в 1942 г. на трассе было потеряно 58 американских самолетов (из 81-го самолета, потерянных за всю войну). Поэтому на заводе срочно приступили к выпуску радиомаяков для слепой посадки самолетов. Благодаря им на территорию СССР практически без потерь поступило 7 902 американских самолета, перевезено 18 753 тонны оборонных грузов и 128 371 пассажир.

В текущем, 2017 году, исполнилось 75 лет со дня основания перегоночной трассы "Аляска - Сибирь".

Выпуск радиомаяка "Колба" филиалом завода № 327 в корпусе СибЛТИ. Источник

О перегоночной трассе "Аляска - Сибирь" в последние годы рассказно, написано и показно достаточно. Маршрут американских самолетов, переданных СССР по ленд-лизу: американские авиазаводы - город Грейт-Фолс (штат Монтана) - город Фэрбенкс (штат Аляска) - Красноярск - советско-германский фронт. Советские летчики принимали смолеты на Аляске и гнали их в Красноярск. В нашем городе самолеты проходили необходимое техническое обслуживание, летчики обучались на них летать и отправлялись на фронт. Первая летная группа, состоявшая из 12 тяжелых штурмовиков «Дуглас» А-20, отправилась в Красноярск 29 сентября 1942 года. Повел ее Павел Недосекин. Самолеты перегоняли, как правило, группами по 12-20 истребителей. Во главе "клина" обычно летел бомбардировщик Б-25. Весь путь составлял около 14 000 км. За период с 1942 года по 1945 год по трассе было переправлено почти 8 000 самолетов и перевезены тонны ценных грузов.

На фото строй "Клин", лидер – В-25, истребители – Р-63 «Кингкобра». 1944 г. Источник

Над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки. Источник

Тренировочный самолет АТ-6 «Тексан» готовится к перелету из Якутска в запасной авиаполк в Красноярске, где переучивали советских пилотов на американскую авиационную технику. Источник

Подробнее о трассе смотрите:
сайт проекта "Аляска - Сибирь. Реконструкция героического маршрута";
материал "Ленд-лиз. История трассы Алсиб (Аляска-Сибирь)" на сайте "История государства";
материал "Герои трассы АлСиб" на сайте НПО "Радиосвязь";
уникальные фотографии с высоким разрешением в блоге "Записки скучного человека": Алсиб. Часть 1, Алсиб, Часть 2
"75 лет легендарной перегоночной трассе "Аляска - Сибирь". История" на сайте информационного агентства "Мангазея"
пост в блоге Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края "Трасса Аляска - Сибирь (Алсиб) и наш Красноярск";
фильм "АЛСИБ. Секретная трасса" (2012);
материалы научно-практической конференции “Трасса Алсиб - вчера, сегодня, завтра...“ "Полеты в вечность", проходившей в школьном музее "Моя малая Родина" красноярского лицея № 10 в 2009 году.

США, первые принятые самолеты Р-63 Источник


Метеосводка перед вылетом. Источник

Еще до войны на заводе № 327 и в НИИ № 9 в Ленинграде производились мощные аэродромные радиостанции и аппаратура для «слепой» посадки самолетов. Мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром «Колба», который выпускался в Красноярске с 1942 года, был разработан в 1939-м  инженерами-конструкторами И. К. Садовниковым и М. М. Зелентом. (И. К. Садовников прибыл в Красноярск в августе 1941 года и работал здесь.)

Руководил созданием радиомаяка на заводе начальник производства Н. М. Зверев. Из его воспоминаний, которые хранятся в Государственном архиве Красноярского края:
«Развертывание производства радиомаяка «Колба» вначале встретило препятствие. Небольшой коллектив эвакуированного завода, потеряв связь с руководством, был нацелен на производство стрелкового оружия – пулемета-пистолета Шпагина (ППШ) кустарным способом из подручных материалов. Делу радиомаяка «Колба» места не было. Прибывший начальник главка Б.И. Форштер изложил в крайкоме значение радиомаяка для ВВС, предъявил фото радиомаяка, поясняя сложность производства. Вслед за этим прибывший заместитель наркома И. Г. Зубович полностью перевел завод на изготовление радиотехнических изделий для нужд Великой Отечественной войны. На завод стали прибывать станки, изделия, материалы с Таллинского завода и других мест. Установка станков была возможна только в подвалах здания и во дворе (из-за тяжести станков – прим. авт.), во временных постройках». (Источник) (Речь идет о подвале и дворе Сибирского лесотехнического института.)

Цеховой стэнд истытаний узлов изделий "Колба", фото 1942 года. Источник

Проверка продукции "Колба", цех № 5. Фото 1943 года. Источник

После возвращения в Ленинград из Красноярска Н. М. Зверев стал главным конструктором НИИ № 188 и предприятия п/я 93 (почтовый ящик 93) и получил Сталинскую премию.

За годы войны заводом было выпущено 27 радиомаяков «Колба». Насколько мощными были эти установки можно судить по следующей технической характеристике. Высота центральной мачты ненаправленного излучения радиомаяка "Колба" составляла 31,5 метра (сравните, высота монумента ракеты-носителя "Космос", установленная на площади В. П. Котельникова в Красноярске, перед правобережными корпусами СибГУ им. М. Ф. Решетнева - 32,4 м), что давало возможность увеличить дальность действия до 500 км. Конструкция радиомаяка постоянно совершенствовалась, его мощность увеличивалась - установка первоначально  состояла из двух машин, позднее - из четырех. Рамочных гониометрических радиомаяков "Колба" на 2-х автомашинах («Колба-С») было выпущено 4, радиомаяков на 4-х машинах («Колба-Н») - 22. Эти 22 маяка были оборудованы антенной системой, устраняющей ночные ошибки. Завод изготавливал также оборудование ремонта радиомаяков «Колба-Н». Комплект для ремонта назывался «ЗИП Колба-Н». Их было выпущено столько же, сколько радиомаяков «Колба-Н» - 22. Предприятием также выпускались радиомаяки "Конус" на 4-х автомобилях, предназначенные для вождения самолётов по сектетным курсам (выпущено 11 изделий).

Радиомаяк "Колба" на 2-х машинах. Источник

Радиомаяк "Колба" на 4-х машинах. Источник

Радиомаяки "Колба" следовали по железной дороге за боевыми американскими самолетами, пилотируемыми лучшими летчиками. Самолеты летели на фронт, а радиомаяки устанавливались на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечить путь самолетов на Берлин и их возврат после выполнения боевого задания.

Перегоночная трасса "Аляска – Сибирь" прекратила свою деятельность в начале 1946 года - в 1947 году специалисты филиала завода № 327 выехали в Ленинград. В Сибири же осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств, созданных на заводе.

Продолжение следует.

При подготовке публикации использовались материалы
официального сайта НПО "Радиосвязь",
сайта средней общеобразовательной школы № 19 (г. Красноярск),
статьи: Новикова О. Завод № 327 - фронту // Сингал: информационный листок АО "Радиосвязь". 2017. " 21 (2). С. 3-5.

Рубрики

Статистика

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner