lesoteka (lesoteka) wrote,
lesoteka
lesoteka

Categories:

31. «Белый путь» Ольги Ильиной-Боратынской. Начало

В декабре 2009 года казанский музей Е. А. Боратынского получил от Бориса Кирилловича Ильина (США), потомка поэта Евгения Боратынского и сына выдающейся писательницы русского зарубежья Ольги Александровны Ильиной-Боратынской (1894–1991), перевод автобиографического романа его матери «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923». Книга впервые вышла в свет на английском языке в Нью-Йорке в 1983 г. и является второй частью дилогии, посвященной роковым событиям российской истории начала XX века, феномену «белого пути».



Издание книги планируется в рамках проекта-победителя VIII Гранатового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2011 года «Белый путь или Русская Одиссея».
Первая книга дилогии «Канун Восьмого дня» была написана в США в 1951 г. и издана в 2003 году также в Казани Национальным музеем Республики Татарстан и Музеем Е. А. Боратынского.


Нынешний проект был задуман как комплексное научно-практическое исследование, направленное не только на подготовку первого издания романа О. А. Ильиной-Боратынской «Белый путь. Русская Одиссея. 1919-1923» на русском языке, но и на изучение его исторической основы. Среди общих его задач возвращение в отечественное культурное пространство творчества О. Ильиной-Боратынской как части культурного наследия России.




Проектом предусмотрена и историко-документальная экспедиция по маршруту, который был пройден героями романа и реальными людьми – их прототипами (Казань – Курган – Омск – Новосибирск – Ачинск – Красноярск – Чита – Харбин).

Сибирский тракт

Предметом исследования стала топография «Белого пути», сохранившиеся документальные источники о казанцах, оказавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке во время Гражданской войны и историческая память о беженцах – гражданских лицах.
По итогам экспедиции будет подготовлена выставка «Русская Одиссея» – первая в Республике Татарстан экспозиция по истории Белого движения и эмиграции, проведена научно-практическая конференция «Гражданская война от Поволжья до Харбина: экзистенции личных судеб» – первый научный форум по теме Гражданской войны и Белого движения в аспекте микроистории (частной, семейной истории). Важнейшими результатами проекта станут: научный комментарий к роману и информационно-документальная база источников по участию жителей Казани и Казанского края в событиях Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке.

Красноярск был одним из сибирских городов, через который пролегал «белый путь» героев романа. Здесь Ольга Ильина прожила с января по май 1920 г. Пребыванию в городе посвящена 3 часть романа (главы 18-22), которая так и называется «Красноярск». И конечно же, наш город стал одним из пунктов маршрута экспедиции. А сотрудники музея Е. А. Боратынского, планирующие посещение Красноярска в самом начале февраля, заранее обратились к нашему Литературному музею с просьбой помочь в идентификации мест в городе, описанных в романе, выслав фрагменты последнего, посвященные Красноярску. Эта захватывающая задача и объединила нас, сотрудников литературного музея (Ольга Ермакова), Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (Юлия Шубникова) и Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета (Ирина Гузова). Двухнедельная поисковая работа была, действительно, очень интересной, и, вот уже в который раз, обнаружила сплоченность сообщества любителей краеведения в городе. Нам помогали бесценными советами, ориентировали на те или иные источники Марина Терешкова (сайт "Красное место"), Николай Сизов, Алексей Елисеенко panzerzug, Сергей Орловский и другие. А уж переоценить значение сайтов о Красноярске, содержащих фотографии XIX и начала XX веков, исчерпывающую справочную информацию об истории зданий, и вовсе невозможно. Очень помог в нашей работе вышедший в прошлом году уникальный фотоальбом Владимира Валерьевича Черкашина (Черкашин, В. В. Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870-1970 гг. / В. В. Черкашин, С. Г. Копцев. – Красноярск : Тренд, 2011. – 252 с.).

Результаты наших поисков в форме фотопрезентации были представлены на круглом столе «Опыт гражданской войны в воспоминаниях современников», состоявшемся 2 февраля в краевой научной библиотеке, на второй день пребывания специалистов казанского музея в Красноярске. (Следующие два поста, посвященные местам пребывания в нашем городе Ольги Ильиной, будут содержать полный вариант фотопрезентации с комментариями.)

2 февраля 2012 г. Круглый стол «Опыт гражданской войны в воспоминаниях современников» в ГУНБ Красноярского края

Своими впечатлениями (не скроем, очень приятными для нас) об этом событии наши гости делятся на одной из страниц дневника проекта. Позавчера вышел и материал Э. И. Русакова в газете «Красноярский рабочий», где он рассказывает и о других темах, затронутых на круглом столе.

А круглый стол начался, конечно же, с представления проекта и знакомства с личностью Ольги Александровны Ильиной. Мы с интересом слушали директора музея Е. А. Боратынского, руководителя данного проекта Ирину Васильевну Завьялову и старшего научного сотрудника музея Елену Викторовну Скворцову.

Елена Скворцова и Ирина Завьялова, Музей Е. А. Боратынского
Е. Скворцова и И. Завьялова

Просмотрев полную видеозапись сообщений Ирины Завьяловой и Елены Скворцовой (ниже), Вы сможете воспринять эмоциональную, глубоко личностную, подачу образа героини проекта, Ольги Ильиной. В частности, рекомендую послушать стихи Ольги Ильиной, в том числе, написанные в Красноярске и о Красноярске, пропущенные через себя и великолепно прочитанные Еленой Скворцовой. (Последняя часть первого ролика и начало второго.) Кроме того, на видео зафиксировано значительное количество фотографий, не вошедших в этот пост как иллюстрации.

Кратко передам содержание сообщений Ирины Завьяловой и Елены Скворцовой.

Представляя проект, Ирина Васильевна, отметила, что для музея он, с одной стороны, является необычным, имея в виду хронологическую отдаленность его предмета от золотой эпохи русской литературы, к которой относится Евгений Боратынский. С другой стороны, еще 35 лет назад, на открытии музея правнучка поэта Ольга Архиповна Алексеева говорила, что у музея всегда будет две темы: жизнь и творчество Боратынского и судьбы его потомков. Последние были постоянными жителями Казани, в отличие от Евгения Боратынского, который в Казани был не так уж и много. Четыре поколения Боратынских жили в Казани, в сером доме, там, где сейчас находится музей.
Ольга Ильина с 1923 г. всю свою долгую жизнь (97 лет) прожила в Сан-Франциско. Она была женой белого офицера, ее отец был расстрелян в сентябре 1918 г., ее брат погиб в 1919 г., а старший брат был расстрелян во время репрессий в 1932 г. Поэтому она понимала, что никогда в Казань не вернется, и ее единственной возможностью оказаться в своем доме было написание автобиографических романов. И если стихи у Ольги, которая считала себя поэтэсой, там, за границей, не получались, то проза была очень талантливой.
Первая книга, «Канун восьмого дня»,  посвящена светлому времени ее детства, ее юности. События романа заканчиваются 1918-м годом в Казани. Изданная в Казани в 2003 г. на русском тиражом 3000 экземпляров, она оказалась необычайно востребована не только в России, но и за рубежом. На вопрос «Будет ли книга интересна только нам, казанцам?», который задавали себе сотрудники музея, был дан выразительный ответ: книгу заказывали даже из Австралии. Ирина Завьялова и Елена Скворцова привезли один экземпляр книги в Красноярск и передали в фонд краевой научной библиотеки.

Вторая автобиграфическая книга Ольги ИльинойИдея проехаться по пути героев второй книги «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923» возникла в процессе работы над рукописью, полученной музеем в прошлом году. Стало интересно: а что же такое сейчас эта Сибирь, по которой в 1918-1920 годах двигалась Ольга Александровна со своим маленьким сыном. (В начале пути мальчику было всего две (!) недели.) Так возник этот проект. Его хронологические рамки: сентябрь 2011 г. – сентябрь 2012 г. Поскольку роман основан на исторических реалиях, их соотношение с литературным текстом инициаторам проекта было чрезвычайно интересным. При этом фокус исследования – на судьбах гражданских лиц, охваченных гражданской войной, которые, независимо от того, о красной или белой стороне идет речь, были трагическими. Актуальность такого рода исследований подтверждается сегодняшней ситуацией с музейными экспонатами белого движения в российских музеях. Их катастрофически мало. И особенно это касается судеб беженцев. Казань – не исключение. А ведь 9 сентября 1918 г., когда в город входили красные войска, ушла почти треть Казани! Двигаться в направлении разрешения этого противоречия – одна из задач проекта.
Для участников проекта важно, чтобы судьба и творчество Ольги Баратынской стала не только фактом культурной жизни Казани, но и фактом культурной жизни Сибири. Тем более, для Красноярска, где Ольга прожила дольше всего.

О героине проекта рассказала Елена Викторовна Скворцова. И начала она с определения места Ольги Ильиной в русской литературе: «Безусловно, ее можно отнести к той когорте писателей, поэтов серебряного века, что потрясли нашу литературу в начале 20 века». Удивительны совпадения фактов ее биографии с аналогичными у Марины Цветаевой: Ольга была младше Марины всего на два года, они примерно в одно время начинают печататься, выходят за муж, уезжают из России.
Родилась Ольга Боратынская в семье с очень мощной литературной традицией. Ее строки

Отца и дедов портреты
В моем сердце, как звездный свет, —
Отец мой и дед поэты —
И прадед большой поэт.

В одно сливаемся все мы,
Общей мечтой близки,
Строфы одной поэмы,
Воды одной реки.

свидетельствуют о том, что она ощущала ее в себе. «В стихах госпожи Баратынской мысль торчит, как голая кость», – написал в рецензии на стихи Ольги Александровны критик Юрий Айхенвальд, которому она отправляла свои стихи, изданные на русском языке в США. Позже она осознала это как признак наличия в стихах философского начала, перешедшего к ней от первого русского поэта-философа Евгения Боратынского.
Ольга Ильна-Боратынская
Ольга Боратынская. 1916 г.

Особую роль в мировосприятии, в организации внутреннего, духовного, мира Ольги играл ее ДОМ.

Усадьба Боратынских в Казани
Усадьба Боратынских на Большой Ямской улице в Казани

Он весь и его отдельные помещения имели для нее символическое значение. Усадьба на Большой Ямской улице была построена в конце XVIII века. Ее душой была Белая зала. Многие поколения Боратынских считали, что через звезду (изображение на полу) в центре залы проходит ось всего мироздания. На стенах залы висели портреты предков, стояли два рояля.

В этой длинной, белой зале
Были темные портреты,
Были белые колонны
И лепные потолки,
И пришельца окружали
Стародавние заветы,
Эти стражи просветленно-
Поэтической тоски.

Об исканьи правды Божьей
В этом доме говорили,
О ведущем к ней незримом
И единственном пути,
О борьбе со злом и ложью
И о том, каких усилий
Стоит то одно, чтоб мимо
Этой правды не пройти.


1924 г.

Белая зала в усадьбе Боратынских в Казани

Усадьба Боратынских – серый дом – была известна всем в Казани. Ее жители знали, что если нужно получить образование, нужно было идти именно сюда. И у отца Ольги Александровны, и у деда были приемные часы – с десяти до часа они принимали посетителей. Любой человек с улицы мог прийти сюда в эти часы. Потомки тех учеников до сих пор приходят на могилу Александра Николаевича. Дом был популярен в среде творческого сообщества Казани. Многие известные люди побывали здесь, среди них и Григорий Распутин. Усадьбам Боратынских посвящена одна из статей Ирины Завьяловой. (Завьялова И. В. Казанские усадьбы рода Боратынских // Духовные традиции усадебной культуры рода Боратынских : сборник материалов Всероссийского научного семинара. – Тамбов, 2005. – С. 167-172.)

Ольга Ильна-Боратынская

Ольга Боратынская

Поместье под Казанью, загородное имение Шушары, было еще одним местом семейной идиллии Боратынских в период детства и юности Ольги. В книге «Канун восьмого дня» она описывает бытовые традиции жизни здесь. В другой, трагический период своей жизни, Ольга, отвечая на вопрос, о том, что дает ей силы не развалиться на куски, выжить, отчетливо понимает, что это семья, гармоничная жизнь в этих двух домах, мир, который окружал ее.

Александр Николаевич БоратынскийОльга потеряла мать в 9 лет. И мужчины, отец, два брата, создавали вокруг девочки зону обожания.

Отец Ольги, Александр Николаевич Боратынский

Причиной ухода Ольги из Казани в сентябре 1918 г. был Кирилл, ее муж. Ситуация принятия решения уйти из города в очередной раз обнаружила высокий уровень отношений в семье Ольги, а также противоречия, связанные с принадлежностью к разным культурам представителей семьи Ольги и мужа Кирилла. Отец решил остаться, и Ольга, которая всего две недели назад до этого родила ребенка, собиралась быть с ним. В ответ на это ее намерение Кирилл, белый офицер, сказал: «Если остаешься ты, останусь и я». Ольга, понимая, насколько это было бы опасно для него, испытывая огромные трудности, все же решается покинуть город. В огромных обозах Ольга с маленьким сыном, братом Дмитрием и няней вместе с другими беженцами отправляются к пристаням на Волге, плывут Кирилл Ильин, муж Ольги Ильной-Ьоратынскойна теплоходе до Уфы, и потом на поезде едут в Курган. Отсюда и начинается «белый путь» Ольги Ильиной: от Кургана они движутся в огромном потоке вслед за отступающей белой армией. Отсюда же начинают развиваться события романа «Белый путь. Русская Одиссея. 1919-1923».

Проделав путь до Красноярска, в мае 1920 г., Ольга с близкими возвращаются в Казань. Но, поняв, что это уже не тот город, что там уже ничего не осталось от той, прошлой жизни, тем же путем, через Сибирь, отправляются в Харбин, а позднее – в Сан-Франциско.

Справа: муж Ольги Кирилл Ильин
Ниже: брат Дмитрий (именно он был с Ольгой в Красноярске в 1920 г.)

Приведу текст одного из стихотворений, написанных в Красноярске в 1920 г.

От двери к двери в морозы эти
С тобой ходили мы вдвоем и порознь,
И объясняли всем, что у нас дети,
Что мы на улице и очень мерзнем.

И мы внушали иным доверье,
Иным внушали даже жалость,
Но…отчего-то от двери к двери
Наше скитанье все продолжалось.

Ах, какая тогда была стужа!

Иная хозяйка дверь откроет немного
И крикнет грубо и строго:
«Ребенок-то есть, а нет что ли мужа?»Дмитрий Боратынский
И прямо гонит с порога.

Другие посмотрят на мужские валенки
(А из дома на нас пахнет тестом сдобным)
И вежливо скажут: «Если ребенок маленький,
Мы это находим для себя неудобным».
И торопясь, чтобы булки в печке не пересидели,
Дверь захлопнув, выкрикнут нам в утешенье:
«Не у одних у вас дети, в самом деле,
Все теперь в таком положеньи».


«Нет нам с тобой на свете места…»
Усмехнешься. «Не мы первые…»
Но давно забытый запах теста
Будет долго терзать наши нервы.


Вспомнится няня Прасковья Егоровна,
Как она вынимает из печки пирожные
И потом нам с братом делит поровну,
И говорит: «Горячие, осторожно».

A madame уж с лестницы бежит:
“O, les enfants sont alles chez la bonne!
Maman va vous gronder venez vite!
Ne mangez rien de ce qu`elle vous donne!”14


А за окнами лето, жаркое лето,
Оно смотрит цветами и солнцем в глубокую залу,
Где зеркала огромны и темны портреты
И где места так много и мебели мало;

И где в углу за фортепьяно старомодным
Моя мать, с фигурой нарядно-тонкой
Играет Шопена… А я … голодным,

Бездомным вижу своего ребенка.

Но, если это все так случилось
По мудрому закону возмездья,
Оттого, что где-то над нами живет справедливость,
Как живут над землею созвездья,
То всю нашу скорбь и позор наш весь я
Приму, как великую милость.

Потому что легче принять все печали и беды.
Потому что легче влачить все оковы,

Что с вершин Истины к нам ниспали,
Чем хватать наслажденья, успех и победы

Из пространства пустого.

(Отсюда)

Еще одно стихотворение, написанное в Красноярске, - в дневнике проекта.

Ольга Ильина-Боратынская в кругу семьи
Ольга Ильина-Боратынская (в центре) в кругу семьи. США

Видеозапись сообщений Ирины Завьяловой и Елены Скворцовой:





Поделиться с Вами информацией о проекте и результатами нашего сотрудничества со специалистами Музея Е. А. Боратынского, мы с Юлией Шубниковой решили в двух журналах – в этом и журнале Краевой научной библиотеки. Так что следующие два поста о местах пребывания Ольги Ильиной в Красноярске будут заимствованы из kraevushka.

Материалы о проекте Музея Боратынского, об Ольге Ильиной и ее семье:

Описание проекта на сайте «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Дневник проекта. О пребывании в Красноярске 1
Дневник проекта. О пребывании в Красноярске 2
Дневник проекта. О пребывании в Красноярске 3
Скворцова, Е. «Белый путь» Ольги Ильиной-Боратынской и «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург: пространство пересечения / Елена Скворцова // Казань. – 2011. – № 8.
"Как странно вернуться домой…". Презентация книги Ольги Ильиной - Боратынской
Положение о республиканской читательской интернет-конференции «Казань в художественной литературе ХХ века», посвящённой 110-летию правнучки Е.А.Боратынского Ольги Ильиной и выходу в свет её книги «Канун Восьмого дня»
«А между тем ты жив – и это я». Поэты из рода Боратынских
Завьялова И. В. Казанские усадьбы рода Боратынских // Духовные традиции усадебной культуры рода Боратынских : сборник материалов Всероссийского научного семинара. – Тамбов, 2005. – С. 167-172.
Скворцова Е. В. Три поколения российского дворянства в книге О.А. Ильиной-Боратынской «Канун восьмого дня» // Духовные традиции усадебной культуры рода Боратынских: Сборник материалов Всероссийского научного семинара. – Тамбов, 2005. – С. 172-177.
Поэзия домашнего круга // Наше наследие. – 2000. – № 55.
Русаков Э. Белый путь – крестный путь // Красноярский рабочий. – 2011. – 10 февраля.

Tags: Красноярск, белое движение, видеозаписи, гражданская война 1917-1922 гг., писатели, поэты, русское зарубежье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments